Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Одним из способов по формированию функциональной грамотности является смысловое чтение.
В рамках формирования функциональной грамотности среди учащихся МОУ «Износковская СОШ» для старшеклассников был проведен семинар «Формирование навыков смыслового чтения», на котором ребятам в доступной форме были объяснены ключевые понятия и эффективные формы работы с текстом.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Самостоятельная работа с текстом в условиях пресыщенности информационной среды требует новых подходов. Приёмы техники эффективного и активно – продуктивного самостоятельного учебного чтения помогут мотивировать учащихся к познавательной деятельности, приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создать атмосферу радости сотрудничества.